Комментарии на письмо профессора Ш.Х. Ганцева «Назрела ли реформа подготовки кадров по онкологии?» («Креативная хирургия и онкология», 2018, № 3)
Аннотация
Комментарии на письмо профессора Ш.Х. Ганцева «Назрела ли реформа подготовки кадров по онкологии?» («Креативная хирургия и онкология», 2018, № 3).
Для цитирования:
Комментарии на письмо профессора Ш.Х. Ганцева «Назрела ли реформа подготовки кадров по онкологии?» («Креативная хирургия и онкология», 2018, № 3). Креативная хирургия и онкология. 2019;9(2):163-164.
For citation:
Comments to letter by Prof. Sh. Kh. Gantsev ‘Oncology specialist training: Is a reform overdue?’ (Creative Surgery and Oncology, 2018, № 3). Creative surgery and oncology. 2019;9(2):163-164. (In Russ.)
После публикации письма профессора Ш.Х. Ганцева «Назрела ли реформа подготовки кадров по онкологии?» (Креативная хирургия и онкология, 2018, № 3) в редакцию поступили отклики, которые редакционный совет считает возможным опубликовать. Отклики поступили от ученых-онкологов и хирургов, имеющих большой стаж педагогической деятельности. Свое мнение высказали организаторы здравоохранения, практические врачи и обучающиеся. Предлагаем их вашему вниманию.
Написано прекрасно! Согласен со многими тезисами. Я категорически против централизации науки. Сила России в регионах, и активное включение их в научный процесс, несомненно, даст результат (пример Италии, США). (Профессор В.М. Моисеенко, главный врач онкологического центра, Санкт-Петербург)
Отличный материал. Полностью поддерживаю вас. Спасибо. (А.В. Петровский, исполнительный директор ассоциации онкологов РФ, Москва)
То, что без науки не будет прорыва, — это однозначно. Недавно прочитал книгу про историю кардиохирургии, так вот, вся кардиохирургия получила развитие в США, а рентген-хирургия — в Германии. И везде сперва была наука и эксперимент. Про мощный научный центр — лишь бы он и практическая онкология не жили в параллельных мирах. Нужна преемственность. Это как Джон Адлер и кибернож, который создавался в лаборатории через дорогу от операционной, где он оперировал. Аппарат создавался под потребности доктора. (Канд. мед. наук М.Ф. Мухамадеев, главный врач больницы скорой помощи, Набережные Челны)
Хорошая статья. Не уверен, что нужен полноценный экзамен по онкологии. Неонкологам что нужно знать?
Когда следует заподозрить рак, что назначить. Все вопросы лечения уже не к нему. Ну и, наверное, стоит знать лечение осложнений (фебрильная нейтропения, кровотечения, непроходимости). Ранняя специализация в институте — хорошо. Но что если к 6-му курсу он поймет, что хочет быть не терапевтом, а онкологом (как я)? (Доктор мед. наук А.А. Трякин, ВНС, НИЦО им. Н.Н. Блохина, Москва)
Пути могут быть разными, но перемены, конечно, очень нужны. Хотя мне кажется, что начать можно хотя бы с возврата к субинтернатуре на 6-м курсе по аналогии с немецкой системой практического года — три триместра (хирургия, терапия и предмет по выбору) плюс активные практические месячные циклы, например по онкологии, начиная с 3-го курса. (Доктор мед. наук В.К. Лядов, Москва)
С большим интересом прочитал статью! Очень актуальная тема на сегодняшний день! И самое главное, ориентировано на развитие будущего поколения врачей, современных онкологов. Желаю, чтобы эти идеи в скором времени воплотились в жизнь. Мы тоже поддерживаем Вас! (Доцент Д.Т. Арыбжанов, Южно-Казахстанская медицинская академия. Шымкент, Казахстан)
Статья затрагивает очень важные вопросы образования и подготовки кадров. Имеет государственное значение, своевременная. Надеюсь, что будет услышана. (Доцент Е.И. Сендерович, врач высшей категории, Уфа)
Все верно, но необходимы еще и госгарантии трудоустройства высококвалифицированных кадров, на образование которых государство потратит деньги. (Профессор А.О. Расулов, Москва)
Онкология развивается стремительно. Чтобы повысить уровень подготовки специалистов для первичного звена, специализированных лечебных учреждений, безусловно, нужны реформы образования. Профессор Ганцев Ш.Х. — автор и соавтор многочисленных учебных изданий, много лет руководит кафедрой, и он прекрасно понимает суть происходящих явлений в образовательном пространстве. Данное письмо лишь затронуло тему, а дальше необходимо уже на федеральном плане и масштабнее поднять эти и другие вопросы перед организаторами медицинского образования. (Академик АН РБ, профессор В.В. Плечев, заведующий кафедрой госпитальной хирургии, Уфа)
Отличная статья! Я тоже считаю, что готовить специалистов надо еще в институте, а не в ординатуре. Только как выбрать будущих онкологов? Все хотят быть пластическими хирургами, косметологами, главными врачами и т. п. (Член-корр. АН РТ, профессор И.Г. Гатауллин, профессор кафедры хирургии и онкологии, Казань)
Однозначно поддерживаю вопросы, выдвинутые на обсуждение в статье «Назрела ли реформа подготовки кадров по онкологии?» академика АН РБ, заведующего кафедрой онкологии с курсами онкологии и патологической анатомии ИДПО БГМУ д.м.н., профессора Ш.Х. Ганцева. Считаю, что на современном этапе качественное и креативное образование является основой развития науки и профилактики в медицине, в том числе в онкологии. Заслуживает внимания вопрос о подготовке врачей-онкологов в специализированных персонифицированных группах с 1-го по 6-й курс медицинского университета и выделении факультетской и госпитальной онкологии с введением экзамена по специальности. Думаю, что назрела необходимость в качестве пилотного проекта в ряде вузов страны, в том числе и в БГМУ, реализовать данные вопросы. Профессор Ш.Х. Ганцев в своей статье указал пути развития и будущее онкологии в Российской Федерации. (Профессор Д.А. Валишин, декан лечебного факультета Башкирского государственного медицинского университета, Уфа)
Обращение очень своевременно и актуально. К сожалению, общий интеллектуальный уровень студентов и уже врачей очень низкий. Нынешние преподаватели совершенно отличаются от предыдущего. И на 1-2-м курсе решить, в какую специальность пойти, тоже могут единицы, но зато уж если такие найдутся, то именно они будут двигать медицину вперед! (Доктор мед. наук Г.Ю. Батталова, зав. отделением онкологического диспансера, Уфа)
Абсолютно согласна! Нужны изменения в нашем медобразовании. Информации много, а все вложить в предметы трудно. (Доцент Р.А. Утяшева, депутат Гос- собрания Республики Башкортостан, Уфа)
В журнале «Креативная хирургия и онкология» № 3 за 2018 год опубликовано письмо в редакцию профессора Ш.Х. Ганцева «Назрела ли реформа подготовки кадров по онкологии». В данном материале отражено состояние онкологической службы в Российской Федерации, необходимость модификации существующих онкологических центров, создание Национального центра по борьбе со злокачественными новообразованиями. С точки зрения практического врача, работающего в онкологическом диспансере, особый интерес представляет мнение автора по поводу подготовки кадров в онкологии. Действительно, онкологами становятся единицы из многих сотен выпускников медицинского вуза, а со злокачественными новообразованиями в повседневной деятельности врача любой специальности сталкивается подавляющее их большинство. Современная онкология достаточно сложная и динамично развивающаяся специальность, врачу необходимо обладать обширными знаниями в этой дисциплине. Ежегодно объем информации по данной специальности растет лавинообразно, трудно представить себе, что студент за короткий цикл онкологии сможет уяснить для себя хотя бы основные моменты. Только новых лекарственных форм для лечения рака в год регистрируется более 20. Мнение автора о необходимости разделить предмет на две части, по аналогии с хирургией, терапией, на факультетскую и госпитальную, я считаю правильным и актуальным. Только такое деление позволит охватить большинство вопросов современной онкологии. В настоящее время программа обучения по онкологии не включает в себя много вопросов, в частности онкогематологии, онкогинекологии, онкоурологии, большой пласт знаний о лекарственном лечении злокачественных опухолей, радиологической помощи пациентам. Предложение о создании тематических групп студентов начиная с ранних курсов, безусловно, скажется положительно на подготовке квалифицированного специ- алиста-онколога, что, в свою очередь, улучшит качество подготовки кадров на последипломном этапе. Изучение многих фундаментальных предметов, таких как гистология, анатомия, патологическая анатомия и физиология, биологическая химия, в разрезе применительно к подготовке будущего онколога сыграет существенную роль впоследствии. Ключевым аспектом данного предложения является концепция обучения «база+», это позволит сохранить базовый уровень подготовки на достаточно высоком уровне и акцентировать подготовку студента на конкретной специальности. Таким образом, предложения автора представляют значительный интерес в плане подготовки медицинских кадров и врачей-онкологов в частности. (Канд. мед. наук Е.В. Меньшиков, онколог высшей категории, Уфа)
Если онкология объявлена проблемой номер один, значит и подготовка в вузе должна проводиться в соответствующем объеме. Конечно, на ранних курсах студенты еще не уверены в выборе специальности, поэтому ранняя профессиональная ориентация увеличит приток кадров в онкологию. Касаясь научной составляющей предмета, мне представляется, что это крайне необходимо. Учеба учебой, а наука — это еще и престижно. Спасибо нашему учителю профессору Ганцеву за его неравнодушное отношение к проблемам подготовки кадров. Надеюсь, у последующих поколений обучающихся онкология будет преподаваться по-новому, успехов всем. (Н.А. Дьякова, клинический ординатор Башкирского государственного медицинского университета, Уфа)
Рецензия
Для цитирования:
Комментарии на письмо профессора Ш.Х. Ганцева «Назрела ли реформа подготовки кадров по онкологии?» («Креативная хирургия и онкология», 2018, № 3). Креативная хирургия и онкология. 2019;9(2):163-164.
For citation:
Comments to letter by Prof. Sh. Kh. Gantsev ‘Oncology specialist training: Is a reform overdue?’ (Creative Surgery and Oncology, 2018, № 3). Creative surgery and oncology. 2019;9(2):163-164. (In Russ.)